Ֆիննական դպրոցի ուսուցիչը

Согласно Положению об образовании (986/1998) любой школьный учитель-предметник должен иметь достаточно высокую профессиональную подготовку: магистерскую степень и оконченное педагогическое образование. Подробнее о финском педагогическом образовании читайте здесь. Общий срок  профессиональной подготовки учителя составляет, таким образом, не меньше 5-6 лет. Конечно, в исключительных случаях, директор школы может принять на работу учителя со степенью бакалавра, но только на непродолжительное время. Взять учителя-недоучку на постоянную позицию по закону нельзя.

Конкуренция действительно не слабая, поэтому большинство тех, кто хочет попасть на постоянную работу в финскую школу, по 2-3 года сначала работают замещающими учителями в разных школах. Замещающий учитель — это даже необязательно учитель, очень часто студент, который приходит на урок, если основной учитель заболел или уехал.

Ещё одной особенностью учителя-предметника в финской школе является количество предметов, которые в конкретной школе ведёт данный учитель. Даже в самой простой финской школе количество предметов на одного учителя-предметника может достигать трёх штук, обычно же это два предмета. Например, учитель иностранного достаточно часто ведёт английский и шведский или шведский и немецкий, а может так случиться что и английский, шведский и французский. Попасть в требуемый школой от одного учителя набор языков достаточно сложно. Поэтому учителям иностранного приходится либо постоянно совершенствовать свои умения и расширять знания, получая дополнительное образование, либо биться за место с одним предметом против ещё сотни таких же желающих получить работу.

Отдельно подчеркну, что согласно всё тому же Положению об образовании (986/1998) школьный учитель должен в совершенстве владеть языком, на котором ведётся преподавание в школе, в которой он работает. Совершенное владение это уровень С1-С2 на европейской шкале владения языками. Работодатель вправе (и обязан по закону) потребовать соответствующий сертификат о владении нужным языком при приёме на работу не носителя языка. В отдельных случаях директор школы может принять на работу учителя с недостаточным уровнем владения языком преподавания, но для этого должна быть некоторая невероятно исключительная причина (например, невозможность найти подходящего учителя по данному предмету).

Отмечу, что по закону совершенное владение учителем языком преподавания предусмотрено для всех без исключения ступеней обучения (начальная, средняя и старшая школы), однако, негласно требования к учителю начальной и средней школы всегда строже. Скажем, учитель иностранного языка, не являющийся носителем финского или шведского, владеющий рабочим языком даже не в совершенстве, но на сносном уровне, имеет всё-таки высокие шансы получить работу в старшей школе, тогда как в начальную школу ему путь однозначно закрыт.

 

Профессия учитель в Финляндии: замещающий учитель

Замещающий учитель (по-фински sijaisopettaja) это человек, выступающий в роли учителя по необходимости и только на определённое время. Почти у каждого учителя (в особенности, школьного) в Финляндии есть свой личный заместитель, который готов провести уроки, если основной учитель заболел, уехал или отсутствует по какой-нибудь другой причине. При этом, замещающий учитель является заместителем лишь негласно, его никогда не оформляют в официальный штат сотрудников школы и не выдают рабочего контракта. Это, впрочем, не означает, что замещающие учителя работают в тёмном секторе экономики и получают деньги в конвертике. До начала работы заместитель обязан предоставить в учебное заведение как свои личные данные, так и налоговую карту, согласно которой с его заработка будет заплачен налог.

Система замещений в Финляндии отлично налажена. Активнее всего замещающие учителя заняты, прежде всего, в школьном образовании, поэтому разговор пойдёт именно о нём. В отличие от России, где отсутствующего учителя обычно замещает его же коллега по цеху (а чаще всего пропадающие уроки попросту заменяются другими предметами), в Финляндии принято приглашать стороннего человека, который сможет максимально уделить своё время на выделенные уроки, как если бы он был официальным учителем в данной школе. Интересно, что сторонний человек не обязательно должен являться профессиональным преподавателем. Главное, чтобы он нашёл в себе силы (и желание) объяснить урок ученикам.

Позиция замещающего учителя требует определённой гибкости графика, ведь ты обычно не знаешь, когда можешь понадобиться в школе. Поэтому бóльшая часть заместителей это студенты, которые хотят в будущем стать учителями либо просто непрочь подзаработать. Однако, немалой является доля и тех, кто уже окончил университет, но ещё не получил постоянную позицию в школе. Конкуренция среди учителей в некоторых регионах Финляндии огромна, поэтому многим недавним выпускникам вузов приходится по нескольку лет работать в качестве замещающих учителей. Это, кстати, даёт официальный опыт работы в резюме параллельно с возможностью заработать на кусок хлеба.

Как и любая другая работа, позиция замещающего учителя не лишена своих тонкостей. Заместитель приходит на урок не просто покрутиться на стуле и поболтать с учениками, он приходит провести урок и дать конкретный материал. За это ему платят. Поэтому нередко основной учитель предпочитает давать своему «наместнику» чёткий и жёсткий план уроков, которые ему надо провести. Не всех это устроит, особенно если вы считаете себя более самостоятельным и способным к планированию. Но в целом, сотрудничество напрямую зависит от отношений между учителем и его заместителем. Вряд ли кто будет работать с тем, кому ты не доверяешь, однако, чем более доверительные отношения между основным учителем и его «личным помощником», тем больше рабочего опыта сможет получить заместитель. В обычной ситуации учитель и его заместитель могут просто обговорить темы, необходимые к освещению на том количестве уроков, которое заместителю придётся провести. Дальше замещающий учитель самостоятельно решает, как и когда он эти темы преподнесёт.

Несмотря на свою внешнюю необременительность (пришёл-провёл-ушёл) работа замещающим учителем не так легка, как может показаться. Зачастую между замещениями могут пройти недели или даже месяцы, и, если замещения не являются вашей постоянной деятельностью, то вырываться из обыденной жизни достаточно тяжело. Лично для меня самыми тяжёлыми всегда являются подъёмы в 4 утра, чтобы успеть к первому уроку в школу, которая в общем-то находится по соседству. Немаловажной является и психологическая составляющая замещений. Те, кто хоть когда-нибудь «перенимал» классы от другого учителя, пожалуй, поймут. Другого дети нередко воспринимают как ненастоящего, которого не стоит принимать всерьёз. Избавиться от штампа «другого» непросто, особенно, если вы появляетесь в классе от силы пару раз в год. Затруднения могут вызвать также и учебные материалы (учебники, диски и т.д.), которые замещающий учитель обычно видит впервые и с которыми ему приходится достаточно оперативно знакомиться.

Тем не менее, с моей «мигрантсткой колокольни» работа замещающим учителем мне видится как прекрасная подготовка к реальной финской школьной действительности. Её определённо не стоит избегать, если вы решили продолжать учительствовать, переехав в Финляндию из другой страны. Правда, искать первые замещения придётся самостоятельно, из-за их краткосрочности финны не дают официальных объявлений на сайты поиска работы. На сайты попадают в основном объявления о более продолжительных замещениях (на несколько месяцев или год), но такие «замещения» являются уже настоящей работой с оформлением контракта, а посему процесс получения такого места усложняется. Учителя же, ищущие замену на короткий срок, обычно отправляют сообщения в студенческие мейл-листы и подписки. Конечно, конкуренции не избежать и здесь. Однако, получив первые замещения, вы можете быть уверены, что за ними последуют и другие.

Как готовят учителей в Финляндии

Одним из основных показателей успешности системы образования является подготовка педагогических кадров. В Финляндии профессия учителя – одна из самых уважаемых и востребованных. При этом становятся школьным педагогом, лишь пройдя самый строгий отбор – из 30% лучших выпускников педагогических факультетов в школы отбираются «самые-самые» (по статистике, это примерно 12%).

Квалификации специалистов в области образования прописаны в законе об образовании и различаются в зависимости от разряда учителя. Строгие государственные требования являются гарантией того, что критерий качества педагогического образования остается высоким.

В Финляндии большая часть студентов, получающих педагогическое образование, учится в университетах. Специалисты–предметники традиционно обучаются в университетах и в основном преподают в средних общеобразовательных школах. Подготовка учителей начальной школы была переведена в университеты в начале 70-х годов прошлого столетия, а воспитателей детских садов – в середине 90-х.

Первым этапом к педагогической карьере для студента является степень бакалавра, которая включает в себя 180 ECTS-кредитов. Вторым – степень магистра при наборе 120 ECTS-кредитов. К преподаванию в школах допускаются только обладатели магистерской степени. Получение этой степени предполагает обязательную сдачу следующих курсов: коммуникативная компетентность (12 кредитов), технологии образования (75 кредитов), педагогика и психология (35 кредитов), основная предметная специализация (35 кредитов), дополнительная предметная специализация (35 кредитов), курсы по выбору (5-8 кредитов).

Студенты проходят основные или базовые курсы дисциплин, промежуточные и курсы продвинутого уровня по профилирующей специальности, что в сумме составляет 120 ECTS-кредитов, а также базовые и промежуточные курсы по дополнительной специальности – 60 ECTS-кредитов. Полная степень с общей суммой 300 ECTS-кредитов достигается через пять лет.

Студенты, целью которых является карьера воспитателя детского сада или преподавателя вечерних школ для взрослых, оканчивают 3-летнюю программу бакалавриата. Несмотря на то, что этой квалификации достаточно для работы и в детском саду, и в вечерней школе, многие учителя продолжают обучение для получения степени магистра.

Педагогическое образование включает в себя дисциплины, которые объединяют обучение предмету для специалиста-предметника в соответствии с профилем, и педагогическую практику. Педагогическая практика студентов может проходить как в школах производственной подготовки при отделениях педагогической подготовки, так и в обычных школах. Практиканты-воспитатели детских садов обычно проходят практику в центрах дневной медицинской помощи.

Учителя, имеющие диплом магистра, могут продолжить обучение на докторском уровне.

Учителя специального (коррекционного) обучения/учителя коррекционного обучения в начальной школе

Надо отметить, что в Финляндии системе коррекционного обучения уделяется огромное внимание. Большинство учителей коррекционного обучения работают с детьми на протяжении 9 лет совместно с обычным учителем. Учителя коррекционного обучения могут работать как в отдельном, так и в одном кабинете с обычным учителем начальной и средней школы. Специалисты начальной школы обучают малые группы слабых школьников, которые были направлены советом школы на коррекционное обучение.

Для того, чтобы получить квалификацию «учитель коррекционного обучения», необходим диплом магистра в области специального (коррекционного) обучения отделения педагогической подготовки. Образование учителей данной квалификации включает определенные дисциплины, дающие им необходимые профессиональные навыки работы коррекционным педагогом, а также программу педагогического обучения. Студенты, планирующие в будущем получить профессию коррекционного педагога начальной школы, должны пройти дополнительный курс по всем предметам, включенным в учебную программу начальной школы. Довольно часто квалификацию учителя коррекционного обучения получают специалисты с дипломом в области начального образования.

Для работы коррекционным педагогом достаточно также иметь диплом магистра любого направления, а затем получить квалификацию учителя коррекционного обучения, окончив необходимую образовательную программу подготовки специалистов коррекционного обучения. Специалистам, работающим с умственно-отсталыми школьниками, необходимо иметь соответствующий диплом университета или политехнического института, дополняемый обучением, которое дает профессиональные навыки для работы с этой группой детей.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s